Делится впечатлениями Павел Рюхов, директор практики data—driven операционной эффективности myRetailStrategy. ![]() NRF Big Show — впервые в Европе, и в легендарной локации Paris Expo Porte de Versailles. Такие мероприятия — отличный шанс встретить старых коллег и познакомиться с новыми. Эта выставка — даже не про технологии, а про обмен опытом и рассуждения о будущем. Будущее, по ожиданиям участвующих компаний и выступающих, крепко связано с применением искусственного интеллекта. В каждом выступлении пленарной сессии звучит обязательный вопрос к ритейлерам и CPG: «А как вы применяете ИИ в управлении цепочками поставок, маркетинге, планировании магазинов и т. п.?» В ответах сквозит уверенность: «Конечно, мы активно применяем, у нас много своих data scientists (100, 200, 1000…) и ещё мы работаем с партнёрами…», что вселяет в слушателей ощущение FOMO. Но если посмотреть внимательно, большинство так или иначе говорит о типовых кейсах использования, где экономика ИИ проверена на большом количестве внедрений: динамическое ценообразование, интегрированное бизнес-планирование, управление скидками, персонализация предложений. Эти технологии работают там, где ритейлеры накопили большие объёмы данных, и, соответственно, бизнес-решения поддаются эффективной оптимизации. Однако во многих выступлениях повторялась одна интересная мысль: нужен план Б. Все эти ИИ-оптимизации — конечно, отлично, но как выживать сетевому ритейлеру в случае отключения решений (кибератака, санкции или банальный блэкаут, как это было в Испании и Португалии несколько месяцев назад)? Сотрудники быстро привыкают к современным инструментам, и вскоре найти такого, который в банальном Excel сможет посчитать заказ на магазины, будет практически невозможно. Помимо выступлений и встреч NRF даёт возможность посмотреть на лидеров технологий для ритейла. Конечно, за редким исключением, таким как электронные ценники и кассы самообслуживания, на выставке в основном представлены провайдеры софта. Поэтому типовой стенд — это ноутбук, подключённый к монитору, и сотрудник(и) на стульчике, а часто и без стульчика (если «не положено»). Как мне показалось, сотрудников на стендах очень много, что отражает высокие ожидания от потока посетителей. Визуально самый популярный стенд — у Vusion Group, поставщика электронных ценников, в том числе партнёра Walmart. Также много посетителей на стендах компаний, демонстрирующих возможности компьютерного зрения на кассе или при анализе полок, наполненных муляжами говяжьих стейков и помидоров (Scandit, Trax, Mira). Кроме грандов, есть отдельные локации для стартапов. Ну как стартапов? У всех есть работающий продукт и реальные клиенты, часто в нескольких странах. У большинства в названии есть «AI». Мне лично понравилась идея Youtiligent, которая по паттерну потребления энергии холодильниками в магазине может точно определить утечку фреона, открытую дверцу, проблемы с вентилятором или компрессором и, соответственно, сделать прогноз выбытия оборудования. Или вот ещё компания Realo с её автономным решением retail media. Не секрет, что базовая проблема всех проектов retail media – это отсутствие релевантного наполнения: стоят эти ТВ, цифровые полки либо пустыми, либо крутят одну и ту же рекламу карт лояльности ритейлера. А тут компания предлагает сама генерировать контент, обновлять его, измерять эффект и персонализировать предложения для клиентов. За пределами выставки есть продолжение программы — участники могут присоединиться к «ритейл-сафари» по улицам Парижа и посмотреть на комбинированные магазины-кафе, концепты био-магазинов и применение RFID во многочисленных fashion-сетях. В целом вердикт: нужно ехать, нужно смотреть, нужно слушать. Это про работающие кейсы и ещё про замечательную возможность посмотреть на ритейл такого мегаполиса, как Париж. |