Кейс пилотирования системы динамического ценообразования в условиях Российского севера.
В данной публикации мы рассмотрим пример использования системы ценообразования «data-driven» на примере торговой сети «Петрович». Нет, речь не про того Петровича, который «жжёт», а про региональную продуктовую торговую сеть магазинов формата «У дома», состоящую из 68 магазинов в Архангельской области. Отличительной особенностью региональной сети является наличие в ассортименте большого кол-ва «no-name товаров», не пересекающихся напрямую с конкурентами, а также большая доля покупателей с низким доходом. Еще одной спецификой является наличие нескольких кардинально отличающихся кластеров: по конкуренции — магазины без конкуренции, магазины с умеренной конкуренцией и магазины с максимальной конкуренцией. Кластеры другой группы – по сценариям покупки: магазины в отдалённых населенных пунктах, классические магазины у дома и магазины на автомобильных магистралях. Спойлер: благодаря этим особенностям, пилот получился даже более интересным и показательным.
Что за «пилот» и на чем «летим»
Небольшое отступление для тех, кто не знаком с системами ценообразования, построенными на анализе данных и алгоритмах машинного обучения: сначала расскажу, что это и зачем это нужно. Фактически в ритейле существуют две схемы ценообразования. Первая – это система на основе правил. Пример такого правила: Товары KVI на 5% дешевле конкурента N, остальные с наценкой 50%. Вторая схема – это автоматизированная система, построенная на основе анализа данных. Здесь уже могут применяться разные алгоритмы: например, оптимизация с учетом ценовой эластичности. Суть системы в том, что цены считает программа. SmartPricing, о которой дальше пойдет речь, – это система, относящаяся ко второму типу, но включающая в себя помимо автоматизированных алгоритмов возможность задавать правила для получения максимально прогнозируемого результата. В процессе пилотного проекта клиент может на тестовой выборке в собственной сети протестировать, как работает данный подход, и проверить, готова ли сеть с технической и организационной точек зрения к подобным решениям, сравнив результаты контрольной группы с нормативной. Пилот проходит от двух до шести месяцев в зависимости от масштаба и типа сети. Задача Когда мы говорим о пилотах по ценообразованию, в 99% конечная цель звучит как: «хотим зарабатывать больше». Этот пилот не стал исключением, а про оставшийся 1% расскажу в другой публикации. Вместе с увеличением доходности клиент ставит цель — получить удобный инструмент автоматизации процессов ценообразования, чтобы сократить трудозатраты со стороны коммерческого блока и снизить количество ошибок, связанных с человеческим фактором. Реализация Процесс пилота состоит из нескольких этапов:
На организационном этапе с клиентом была определена проектная группа, согласованы пилотные и контрольные торговые точки, категории товаров, на которых будет проходить тестирование, ключевые задачи и сроки, ограничения и организационные моменты реализации проекта, а также методология оценки результатов. На техническом этапе были решены задачи синхронизации систем SmartPricing и ERP заказчика, проверена корректность выгружаемых данных. Как правило, этот этап занимает от двух недель до месяца, в зависимости от масштаба компании и состояния исходных данных. Однако, в данном случае коллеги установили рекорд, и все данные в корректном виде были получены уже через 3 дня. Стоит отметить, что, несмотря на небольшой размер сети, управляющий центр компании демонстрирует очень хорошую эффективность по принятию необходимых управленческих решений и скорости внедрения изменений в компанию. Этап реализации — это основной и самый долгий этап проекта. На этом этапе сначала настраиваются исходные параметры модели ЦО, определяется потенциал улучшений ключевых показателей, это согласовывается с клиентом, и затем начинается процесс переоценок. Переоценки проводились еженедельно и дважды в месяц. С клиентом проводились бизнес-ревью для контроля промежуточных результатов по согласованной методологии. Основные задачи бизнес-ревью — это обсуждение новых правил, координация переоценок и оценка промежуточных данных.
Подведение итогов — это завершающий этап пилота, на котором были оценены результаты. Прежде чем перейдем к цифрам, немного скажем о том, как они считаются. Как было сказано выше, суть пилота заключается в сравнении ключевых показателей двух групп торговых точек: контрольной и нормативной. В нашем случае в выборке было 16 торговых точек — по 8 в каждой из групп. В контрольную и нормативную выборки попадают точки с наиболее сопоставимыми параметрами продаж, ассортиментной матрицы, локации, конкурентного окружения. По прошествии срока пилота мы сравниваем динамику по пилотным и нормативным торговым точкам — дельта между этими показателями и является результатом проекта. Например, за сопоставимый период товарооборот на пилотных торговых точках вырос на 23%, а на контрольных на 9%, соответственно, 14% — это и есть эффект от внесенных изменений. Предварительно данные очищаются от выбросов, аут-офф-стоков и прочих факторов, нарушающих баланс выборки. Итоги По истечении срока проведения пилота по методике, описанной выше, были получены следующие результаты:
Пилот был признан успешным, и было принято решение перейти к этапу масштабирования и развертывания системы в промышленную эксплуатацию. Конечно, стоит отметить, что такой прирост связан еще и с эффектом «низкой базы», т.к. до внедрения решения всё ценообразование было на основе правил и периодического несистемного мониторинга конкурентов. По опыту аналогичных проектов медианный прирост, например, валового дохода по той же методике оценки составляет 9% и по товарообороту 2%. В данном случае «помогло» так же и то, что в ассортименте было много уникальных позиций, которые не представлены у конкурентов. Принятие решения о пилотировании и тем более о регулярном использовании систем динамического ценообразования — всегда тяжелый и долгий процесс для любой розничной сети. В проекте «Петрович» решение было принято в течении недели, а подготовка и запуск пилота, как мы говорили выше, прошли в рекордно короткие сроки. В чем причина такой высокой скорости и в чем особенность проекта? Эти вопросы мы задали коммерческому директору сети «Петрович» Евгению Денисову. Денисов Евгений Васильевич
-Евгений, как Вы пришли к принятию решения пилотирования системы динамического ценообразования, какие драйверы повлияли на это? — Магазины сети расположены в 40 населенных пунктах, с расстоянием в 1000 км между крайними точками. Широкая география присутствия в нашем случае усложняет применение стандартных инструментов в розничном бизнесе, в том числе и ценообразовании. Мониторить нужно не 2 и не 10 конкурентов. Еженедельно мы проводим 52 мониторинга конкурентов. Регионы обладают различным уровнем конкуренции, а некоторые и спецификой потребления, которая приводит к разной эластичности спроса. — В прицел ценообразования по правилам попадают только наиболее популярные товары — KVI. Хвостовой ассортимент регулярно мониторить накладно. В условиях наличия разных по уровню конкуренции регионов, внимание катменов всегда сосредоточено на высоко-конкурентных зонах. И, если цены на KVI устанавливаются по данным мониторинга конкретного населенного пункта, то цены хвостового ассортимента катмены устанавливают по воспоминаниям высоко-конкурентных зон на всю сеть, в значительной степени субъективно. Были подозрения, что недополучаем наценку в регионах низкой конкуренции. — Хотели протестировать потенциал идеи создания отдела ценообразования, не отвлекая текущий кадровый состав. — Посещение конференции по ценообразованию в Сочи в этом году дало много мыслей для дальнейшего развития компании, помогло общение с коллегами со всей России и ближнего зарубежья. Были впечатлены докладом Александра Шубина по методике ценообразования. Евгений, какие опасения были при входе в пилотный проект? — Самое главное – это отсутствие полного понимания алгоритмов работы системы: для всех система представлялась черным ящиком. Алгоритм расчета цены настолько сложный, что при попытке уложить его в голове полностью, мы решили считать, что это магия 🙂 — Возможные ошибки в ценообразовании, которые могли бы привести к фатальным последствиям. — Неуправляемость и снижение контроля над правилами ценообразования, которые приняты в компании. — Сложность в организации переоценок в пилотных магазинах, особенно на первом этапе пилота, когда количество переоценок максимально. Как справились с опасениями и как проходил пилот? — Полный контроль с нашей стороны по переоценкам. — Пришлось ввести дополнительные функции по оперативным переоценкам в магазинах — было непросто, но справились. — Постоянные встречи с командой пилотного проекта, где обсуждались все вопросы и принимались управленческие решения. — Проект проходил ровно, на третьей неделе полностью наладили процессы проекта. — При получении переоценок, анализировали и пытались понять, почему системой были приняты такие решения. — Проект прошел ровно. — В конце второго месяца уже увидели эффект. Евгений, Ваша команда демонстрировала в проекте высокую эффективность, как удалось собрать такую команду? — Мы делаем большую ставку на ИТ, аналитику и управление данными в развитии сети. — Невозможность посещения магазинов в приемлемые сроки и личного общения с сотрудниками магазинов создает дополнительные требования к топ-менеджерам в области внедрения и применения систем автоматизации процессов. — Создали высокую вовлеченность ТОП менеджеров в вопросы развития сети. — Отсутствие внутренней политики и конфликтов в компании. Как Вы оцениваете результаты проекта? — Цифры говорят сами за себя. — У нас были непродолжительные споры по оценке показателя трафика, но обсудили и пришли к общему выводу. Тем более, что незначительное снижение трафика в некоторых точках было компенсировано ростом других показателей. — Пока осталось чувство черного ящика, но при входе в регулярное использование системы уверен, что оно исчезнет. Евгений, какие планы, если не секрет, по развитию вашей розничной сети? — Взяли в команду Директора по маркетингу, в задачи которого входит:
— Внедряем ПО для управления ассортиментными квотами и форматами; — Тестируем новый формат, который учитывает последние эффективные тенденции в российском ритейле и учитывает наши особенности; Евгений, спасибо за ответы! Высоких показателей и постоянного развития вашей розничной сети! Итоги проекта: Система SmartPricing показала стабильность работы в разных ценовых и конкурентных кластерах, в ходе пилота подтвердились ожидаемые показатели и принято решение о промышленной эксплуатации системы в торговой сети. |