C 5 по 9 марта в Дюссельдорфе (Германия) состоялась очередная международная специализированная выставка оборудования, инфраструктуры, технологий рекламы, продаж и торговли EuroShop 2017. Среди представителей из многочисленных стран, выставку посетили и делегаты из России. Своими впечатлениями от экспозиции и о последних трендах на рынке европейского ритейла рассказывает управляющий директор компании ПБК Менеджмент Александр Шубин. Каждые три года, собираясь на самую масштабную международную выставку и форум в отрасли розничной торговли — Еврошоп, ожидаешь найти очередные новинки и технологические решения, которые можно применить сразу и которые определять тренды в ближайшее время. Так было и в этом раз, когда мы с группой коллег, директоров и собственников нескольких розничных сетей из России, Казахстана и Узбекистана, планировали наше посещение этого грандиозного события и изучение европейского розничного рынка Германии и Нидерландов. Конечно, масштаб выставки, которой в этом году исполнилось 50 лет, впечатлил даже бывалых профессионалов: более 113 000 посетителей (кстати, около 60% которых были из азиатских стран), 2368 компаний, которые представляли свои технологии, 18 павильонов, которых чтобы просто обойти, не задерживаясь у стендов требовалось более одного часа, ну и конечно, отсутствие свободных гостиниц в радиусе 30 километров. Но в этот раз я обнаружил нечто большее: концептуальный и технологический сдвиг бизнес-модели розничной компании. Этот год с уверенность можно назвать годом начала новой эры Retail 4.0, не просто как концепции и идеи, а как практически реализуемых технологий и решений.
Мобильные технологии и приложения сегодня являются уже базовыми для многих розничных компаний, и многие из их уже имеют ни одно мобильное приложение, поэтому на этом я не буду останавливаться, единственное, хотел бы отметить, направление развития таких приложений – в будущем эти приложения – ваш магазин в руках покупателя и основная точка контакта, включая весь ассортимент, консультанта помощника, каталог персональных акционных предложений, скидок, и кассу. Сегодня уже являются обычным делом мобильные приложения, интегрирующие онлайн и оффлайн опыт, когда при покупках товаров вы можете самостоятельно с помощью приложения сканировать товары, которые вы кладете в корзину, а по окончанию процесса покупки оплатить их с помощью этого же приложения, не стоя в очереди на кассу. Недавно Amazon запустил свое новое приложение помощник Alexa, которое является голосовым помощником и помогает вам выбирать нужный товар, и может стать «убийцем» брэндов, так как принципиально меняет покупательское поведение, особенно в повседневных категориях товаров, где брэнд не так важен.
Интеллектуальное торговое оборудования – еще один тренд в развитии розницы в рамках Retail 4.0, который тесто связан с Интернетом вещей. В этом году на Еврошоп2017 было огромное количество «умного» торгового оборудования, которое может интегрироваться с мобильными приложениями: тележки, в которые вы можете вставить свой смартфон и подключиться к системе управления магазином, электронные ценники, которые могут не только оперативно менять цены, но и делать вам персональные предложения скидки или цены, электронные шелфтокеры с персональной настройкой на ваши предпочтения, «умные» слайсеры, которые могут по вашему заказу через мобильное приложение нарезать ваш любимый сыр, пока вы едете до магазина.
Без системы управления покупательским опытом внутри магазина перечисленные выше технологии не могут эффективно применяться. Поэтому много компаний, которые традиционно занимались только торговым оборудованием переключились на интегрированные решения, которые позволяют помогать покупателю, например, двигаться по обычному своему маршруту в торговом зале, быстро находить товары, которые он всегда покупает, получать персональные предложения, цены и рекомендации, находить быстро продукты в соответствии с выбранным рецептом и т.п.
Будущее ритейла лежит в создании розничных концептов, сфокусированных на экстремальной индивидуализации и покупательском опыте, а задача стратегического маркетинга в рознице заключается не в создании магазинов, а в создании уникального покупательского опыта. |