— Кто отвечает за ценообразование в розничной сети? Существует два подхода: первый – в структуре компании выделяется отдел ценообразования, который и берет на себя решение всех этих вопросов. Второй – ценообразованием занимаются категорийные менеджеры, которые, решают этот достаточно значимый в рознице вопрос, совмещая другие обязанности – закупку товаров своей категории, управление ассортиментом и т.п. Рассмотрим плюсы и минусы обоих вариантов. Децентрализованный подход, при котором ценообразование не выделяется в отдельную структуру, а ложится на плечи категорийщиков наиболее распространен в небольшой и региональной рознице. Логика такого подхода понятна – ценообразование одна из тактик категорийного менеджмента, и компетенции по управлению категориями должны находиться в одних руках, и к тому же это экономит ресурсы. Такая организация может быть эффективной, но до определенного масштаба. Если сеть растет, то такая структура станет препятствовать развитию и повышению эффективности.
Минусы децентрализованного подхода
Профессия категорийного менеджера развивается и требует от сотрудников все больше компетенций. Например, многие компании перешли или переходят на стандарт Catman https://retail4.education/categorymanagement/?utm_source=retailru&utm_medium=ACO&utm_campaign=080322&fbclid2.0 (а в следующем году уже появится новый стандарт Catman 3.0). Тактика и процессы ценообразования, в свою очередь, так же вышли на другой уровень, и требуют от специалистов нового уровня погружения, чтобы отвечать на новые вызовы развития сети и конкурентного окружения. К стандартным процессам ценообразования, построенных на правилах и ограничениях, добавились задачи, связанные с ценообразованием корзин целевых покупателей, более сложная работа с KVI, необходимость ценообразования с учетом ценовой эластичности, моноканального и персонального ценообразования Решение таких задач требует развития функциональных компетенций, которые касаются в большей степени аналитических способностей и погружения в цифры и модели, нежели понимание покупателей и потребительских трендов. Это послужило поводом для следующего этапа развития процессов и структур ценообразования. Лидеры рынка выделяют отдел ценообразования в отдельную структуру, в которой находится как правило от трех до пяти сотрудников. Зачем нужен отдел ценообразования? Основной целью такого отдела должно быть удержание ценового позиционирования форматов и реализация стратегии ценообразования. А именно:
Отдел ценообразования централизованно с заданной частотой проводит переоценки. Причем, с частотой, которая позволяет минимизировать процессы ценообразования и не перегружать отдел ЦО. Стандартный вариант: вся матрица переоценивается 1 раз в 1-1,5 месяца, KVI – 1 раз в 2 недели, а фреш переоценивается один раз в неделю. Несмотря на то, что многие говорят о машинном обучении, у большинства розничных компаний ценообразование проходит в Excel, не у многих есть свои ин-хаус разработки в области ценообразования, которые только частично автоматизируют процессы ценообразования.
Стоит отметить, что такая организационная структура сейчас наиболее частая и ее используют или стремятся к ней небольшие и средние розничные компании.
Сильные и слабые стороны централизованной структуры
Слабые стороны такой организации касаются в основном работы с данными и уровня автоматизации процессов ценообразования. И тогда возникают такие риски:
Эти слабые стороны нивелируются через усиление IT – создание корпоративного хранилища данных, специально предназначенного для решения задач ценообразования, и появление подразделения аналитики. В корпоративных базах данные очищаются, обрабатываются и хранятся в объеме, необходимом для операционной работы и принятия тактических и стратегических решений. Ядро такого хранилища – данные чеков, или заказов, с данными по закупочной цене, KVI, истории промо, программам лояльности, данным по покупателям. Отдел аналитики берет на себя управление базами, координирует очистку и проведение данных в необходимые форматы, формирование аналитики в различных разрезах. В такой схеме отдел ценообразования получает больше данных для более качественного ценообразования и снимает с себя трудоемкие задачи по сведению информации из нескольких источников – подразделений компании, формируя необходимые запросы в корпоративное хранилище данных. Такой подход помогает повысить уровень работы. Так как данных достаточно, рутинных функций не много, а значит есть возможность применять современные методики ценообразования.
Ценообразование и IT Компании, развивающиеся в ногу со временем, постепенно приходят к использованию систем динамического data-driven ценообразования. Это могут быть собственные разработки или внешние сервисы, которые могут включать байесово-оптимальное ценообразование (когда продавец определяет цену продажи товара, исходя из предположений, основанных на оценках покупателей) или ценообразование, основанное на восстановлении прямой и перекрестной функции эластичности цен. Сегодня подобные структуры ценообразования могут позволить только крупные розничные сети. Плюсы такого подхода:
Минусы:
Следуя этой логики и оценивая плюсы и минусы централизованного высокого технологичного отдела ценообразования, необходимые инвестиции и возможные потенциальные выгоды, для небольших розничных компаний часто возникает вопрос об эффективности и целесообразности такой организации процессов ценообразования. Можно ли одновременно развивать процессы ценообразования и экономить на программных продуктах и ФОТ отдела ценообразования? Давайте посчитаем. Например, возьмем розничную компанию размером до ста торговых точек, активной матрицей до 10 000 SKU. Компания находится на втором этапе развития процессов ценообразования, то есть выделен отдел ЦО. Если в компании есть разработанный софт, который облегчает процессы ценообразования и выделяются до двух форматов магазинов и до пяти кластеров ценообразования, то в отделе ЦО должно быть минимум три сотрудника, включая руководителя. Если ценообразование «плоское» — не учитывает несколько форматов и/или кластеризацию, то достаточно двух сотрудников. Операционные затраты: ФОТ в Москве такого отдела ценообразования – от 312 000 руб. до 403 000 руб.:* Сотрудник отдела ЗП 70 000 – 80 000 руб., Руководитель отдела 120 000 – 150 000 руб. ФОТ в областном городе — от 240 000 руб. до 312 000 руб.:* Сотрудник отдела ЗП 50 000 – 60 000 руб., Руководитель отдела 100 000 – 120 000 руб. *Обеспечение рабочих мест -от 20 до 30% от ФОТ. Увеличение задач будет приводить к прямо пропорциональному росту ФОТ и обеспечения отдела ЦО. Что с этим делать? Одна из возможностей сэкономить – отдать ценообразование на аутсорсинг.
Новая услуга на рынке — ценообразование на аутсорсинге Ценообразование, как и многие другие важные составляющие розничной торговли, возможно на аутсорсинге. Эта услуга появилась недавно, пионерами выступили эксперты из MyRetailStrategy гипер ссылка — https://myretailstrategy.ru/autsorsing-roznichnogo-czenoobrazovaniya/?utm_source=retailru&utm_medium=ACO&utm_campaign=080222&fbclid и ряд компаний уже начали ею пользоваться. Стоимость услуги от 79 000 до 129 000 руб. Сервис позволяет пересчитывать цены в выбранном графике переоценок и выдает розничной компании готовые прайс-листы для нескольких кластеров и форматов. Т.е. отдел ценообразования, о котором мы говорили выше, сокращается до одного сотрудника и руководителя, который управляет заданиями аутсорсинга услуг ценообразования. В итоге розничная компания экономит на ФОТ, получает более производительные перерасчеты цен, а главное — выгоды от системы динамического ценообразования, которая дает повышение валовой маржи 3-5%, а товарооборота до 2-4%, в зависимости от сектора розничной отрасли. Схема организации услуги «Аутсорсинг Ценообразования» Если сложить все цифры и посчитать ROI от внедрения услуги аутсорсинг ценообразования, то станет понятно, что мало какой проект в розничной компании может дать такую отдачу средств за короткий промежуток времени. По наблюдению создателей системы динамического ценообразования Smart Pricing, практически все, кто развивает ценообразование в американской и европейской рознице в прошлом году начали интересоваться аутсорсингом ценообразования, и задумываться о переходе с облачных сервисов. И это понятно – они работают над издержками, одновременно увеличивая компетенции и повышая ключевые показатели. Также читайте на Retail.ru |