Вопрос: «Как слезть с промоиглы и защититься от «охотников за скидками» — является самым первым и ключевым, который задают последние 3 года наши заказчики — розничные сети. Почему он приобрел особую актуальность последние несколько лет? Для многих ответ очевиден. Но, чтобы его сделать очевидным и для других, я хочу задать другой простой вопрос. Что такое промо и для чего мы его проводим? Чтобы ответить на этот вопрос, важно взглянуть на промо с двух точек зрения, со стороны производителя — бренда, и со стороны розничной компании. С точки зрения бренда промо нужно для увеличения доли бренда в товарной категории как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. То есть бренд борется за долю и место на полке с другими брендами, за увеличение именно своих продаж, его не волнуют результаты продаж и валового дохода категории ретейлера. Это очень важно понимать, когда ретейлер принимает «щедрые» скидки 10-15% от брендов, которые не дают значимого эффекта с точки зрения увеличения продаж, так как такая скидка может быть значительно ниже средней глубины скидки в категории (по данным Nielsen, средняя глубина скидки составляет около 23%, а в некоторых категориях доходит до 35%). С точки зрения розничной компании и категорийного менеджера, который должен заботиться о результативности всей категории, цель промо — это увеличение продаж и прежде всего валового дохода всей категории. Вторая важная целевая составляющая промо заключается в привлечении дополнительного трафика — новых покупателей или увеличении частоты покупок существующих за счет выгодных товарных предложений с глубокой скидкой — предложение так называемых товаров-хаммеров, скидки на которые могут достигать более 50%. Сеть может продавать их по цене ниже себестоимости, чтобы предложить лучшую среди прямых конкурентов. Розничная компания идет на это ради того, чтобы покупатели, придя за акционным товаром-хаммером, приобрели что-то еще. Ярким примером такого подхода является промо на бананы, так как длина чека, то есть количество товаров, покупаемых в одной корзине с бананами, значительно больше, чем в среднем чеке. Для магазина у дома эта длина может составлять 6 SKUs. Кроме того, существует так называемый галла-эффект, то есть промо одних товаров стимулирует продажи других, например, промо на шашлыки может стимулировать продажи комплементарных товаров. Это прописные истины, о которых погруженные в операционку категорийные менеджеры часто забывают. Ситуация усугубляется с так называемым неуправляемым промо, когда несколько поставщиков дают какие-то скидки, а розничная компания непосредственно транслирует их на полку, и это происходит в одном ценовом сегменте, который определяется границами в 25%. В таком случае каннибализация бьет с двойной силой. Защита от охотников за скидками В первую очередь важно провести анализ вашего опыта, статистики продаж и проведения промо, и выделить наиболее эффективные SKU и категории промо, конечно, в соотношении с форматом магазина. Например, наша практика показывает, что, если у вас мультиформатная сеть, например есть супермаркет и магазин у дома, не нужно проводить одни и те же акции. В формате у дома лучше их по возможности максимально сократить. Для этих целей полезным инструментом является анализ ценовой промоэластичности (ценовая эластичность — это отношение изменения цены к изменению продаж, например, если ценовая эластичность равна 3, то это значит, что при уменьшении цены на 10% количество продаж увеличится на 30%) и регулярной эластичности для выделения сверхэластичных SKU и категорий. В результате вы можете выделить четыре группы, для которых определить соответствующие стратегии:
В-третьих, необходимо учитывать эффект барьера переключения. Данный эффект заключается в том, что покупатели товаров среднего ценового сегмента обычно не покупают товары в экономсегменте даже по промо. Поэтому количество промо-SKU в экономсегменте необходимо минимизировать. Вы можете заметить, что многие бренды в среднем ценовом сегменте пристально следят за ценовым позиционированием по регулярной цене, тем самым подчеркивая ценность продукта, но во время промоакций дают скидки до 50%, чтобы привлечь покупателей экономсегмента. Четвертым направлением, которое может помочь в защите от «охотников за скидками», является введение количественных акций и персональных предложений. В этом направлении полезно изучить опыт США, где компании прошли все стадии развития и ценовых войн, в том числе «промоиглу». Основными инструментами борьбы с охотниками за скидками стали количественные акции и условно персональные предложения — экономные купоны. В самой успешной американской сети супермаркетов Kroger, которая не может конкурировать по цене с Walmart и даже не пытается, около 50% промо-SKU формируются по принципу multi-item ценообразования, то есть цена устанавливается за определенное количество, например 5 штук за $10, или привлекательная цена за единицу при покупке от 4 штук. И в завершение, учитывая, что многие розничные компании в будущем ждут непростые времена, я бы хотел предостеречь от снижения цен и агрессивных промоакций в надежде сохранения или увеличения количества продаж. В условиях кризиса и снижения доходов покупателей кривая спроса спускается вниз, то есть покупатели стараются покупать то же количество, но по меньшей цене, а многие перемещаются в экономсегмент. В этом контексте в некоторых ценовых сегментах для сохранения валового дохода имеет смысл повышать цены. Звучит парадоксально, но те, кто профессионально занимается вопросами ценообразования, понимают, о чем идет речь. Александр Шубин, основатель сервиса динамического ценообразования SmartPricing и управляющий партнер консалтинговой компании myRetailStrategy.ru |