По традиции в конце каждого года принято подводить итоги и строить планы на следующий год. Да, мы оптимисты! Команда практики ценообразования myRetailStrategy чтит эту традицию и в конце 2022 года делает взгляд на прошедший год и делится планами по развитию системы data-driven динамического ценообразования SmartPricing. Уходящий год был одновременно сложным и простым для всего рынка программного обеспечения для ценообразования розничных и В2В компаний. Можно выделить четыре основных тренда. События в начале года привели к тому, что с российского рынка ушли несколько иностранных компаний-вендоров программного обеспечения для ценообразования. Это облегчило работы российским разработчикам, но в тоже, время значительно повысило конкурентную среду между оставшимися игроками рынка, в том числе за счет демпинга, с которым мы неоднократно сталкивались. Вторым ярким трендом уходящего года стал повышенный интерес розничных компаний к методам и возможностям динамического ценообразования на основе data—driven Smartpricing. Если в 2021 году только 20% из списка продуктовых розничных компаний (данные по нашей клиентской базе) так или иначе интересовались автоматизаций на основе data—driven ценообразования, то в 2022 году более 60% розничных компаний так или иначе проводили работы с оценкой, пилотированием или внедрением динамического ЦО. Третий тренд – это интерес компаний, которые работают с маркетплейсами к динамическому ценообразованию. Особенность работы с маркетплейсами, заключается в том, что необходимо рассчитывать цены не только с учетом эластичности и конкурентного анализа, но и с учетом условий, которые формирует интернет-площадка для поставщиков, дополнительных факторов. Четвертый тренд – отраслевое расширение и возросший к динамическому ценообразованию со стороны сектора HoReСa, из-за уменьшающейся маржинальности и нестабильного спроса. С целью реагирования на изменения рынка команда практики ценообразования myRetailStrategy активно развивала систему SmartPricing. Новые модули, релиз, которых состоялся в 2022 году позволили расширить функционал системы. В модуль «Регулярное розничное ценообразование» была добавлена возможность расчета цен методом сэмплирования (Thompson Sampling) для категорий с «редкими» продажами. Метод позволил более эффективно работать с низко оборачиваемыми товарами, а также повысил эффективность ценообразования новинок и реализовывать проактивное ценообразование в e—commerce. А также, оценка и прогноз эластичности, теперь делается с учетом инфляции и факторов трафика. В весенний период нестабильности цен поставщиков в систему был добавлен расчет цен с учетом компенсации потерь валового дохода и/или выручки из-за снижения цен на KVI или цен, установленных под конкурентов. Функция позволяет компенсировать потери конкурентного ценообразования за счет распределения потерь на низко конкурентные товарные позиции. В этом году был развит функционал модуля по оптимизации списка KVI позиций. Для удобства пользователей разработан и внедрен в систему пакетного поиска KVI по разным товарным категориям. На основании запросов от компаний, которые используют SmartPricing в системе появился модуль «Сценарного анализа», который позволяет создавать и запускать разные сценарии расчета цен с разными параметрами. Функционал помогает пользователю экспериментировать с установками параметров ценообразования и на основании прогнозов выбирать наиболее эффективный набор правил и ограничений ценообразования. Наиболее серьезный релиз системы – это запуск в конце года модуля «Омниканального ценообразования». Модуль позволяет управлять стратегиями и правилами ценообразования между различными каналами продаж и форматами продаж. Самый востребованные возможности этого модуля — согласованное управление онлайн и офлайн ценами и возможность формирования нескольких типов цен. Например: цена на кассе, цена в интернет-магазине и цена со сроком поставки. Функционал, который появился в data-driven динамического ценообразования SmartPricing в этом году значительно расширил применимость системы, особенно в период турбулентности. Кроме инвестиций в развитие технологического и методического лидерства в data—driven ценообразования, мы вышли на рынок LATAM и реализуем несколько пилотных проектов. SmartPricing: Llega al Perú la solución inteligente para fijar precios minoristas y maximizar ventas А что дальше? На 2023 год практика ценообразования MyRetailStrategy планирует переработать интерфейс системы, для удобства работы менеджеров по ценообразованию. Уже сейчас разработан новый дизайн и ведутся работы по программированию. На следующий год запланирована разработка и релиз: Модуля распродаж — функционал модуля наиболее интересен компаниям, которые закупают партии уникальных товаров для собственной продажи и фэшн розничных компаний, для работы с сезонными коллекциями одежды и обуви. Версия системы Smartpricing ценообразования для компаний, которые реализуют свои товары через интернет-площадки. Система сохранит весь функционал по ценообразованию для розничных компаний, плюс будет добавлен функционал оптимизации цен с учетом количества просмотров товаров, отметки «избранное» и помещения товара в корзину. Также модуль позволит прогнозировать продажи с учетом условий маркетплейсов по оборачиваемости. И самое главное, в следующем году готовится к выходу новый модуль на основе нейронной сети, которая будет обучатся на основе принятии экспертных решений менеджеров по ценообразованию. Блок будет интегрироваться непосредственно в ядро системы и учитывать экспертные решения при расчете рекомендованных цен. По прогнозам 2023 год будет сложным для розничных и интернет-продаж, и все игроки рынка должны использовать все возможности и компетенции для удержания компаний в положительной финансовой зоне. И команда myRetailStrategy не исключения – только постоянное развитие продуктов и сервисов может гарантировать конкурентное положение. |